Главной особенностью издержек в
долгосрочном периоде является тот факт, что все они носят переменный характер
— фирма может увеличить или сократить мощности, а также у нее достаточно времени,
чтобы принять решение покинуть данный рынок или вступить на него, прейдя из
другой отрасли. Поэтому в долгосрочном периоде не выделяют средних постоянных и
средних переменных издержек, а анализируют средние издержки на единицу
продукции (LATC), которые по сути своей являются одновременно и средними
переменными издержками.
В долгосрочном периоде также существуют
и предельные издержки. Долгосрочные предельные издержки
(LMC) показывают изменение общей суммы издержек предприятия в связи с изменением
объема выпуска готовой продукции на одну единицу в том случае, когда фирма
свободна изменять все виды затрат.
Вместе с тем, зависимость роста
долгосрочных валовых издержек (LTC) и объема выпуска (Q) в долгосрочном периоде
тоже не является пропорциональной. Связано это с эффектом масштаба – влиянием размера предприятия на
себестоимость единицы его продукции (LATC).
На практике положительный эффект масштаба (снижение
себестоимости единицы продукции при увеличении размера предприятия,
концентрации производства) может быть связан:
· с разделением и
специализацией труда в производстве и управлении, что повышает качество
выполнения отдельных видов деятельности;
· с использованием новых
технологий, требующих значительных первоначальных инвестиций;
· с возможностью использовать
оборудование большей мощности, что в определенных пределах роста позволяет
снижать стоимость единицы мощности;
· с комбинированием производства,
утилизацией отходов основного производства, их использованием для изготовления
побочной продукции.
Отрицательный эффект масштаба (повышение себестоимости единицы продукции при
увеличении размеров предприятия) вызывается:
· усложнением и понижением эффективности
управления большими предприятиями, ростом непроизводительных управленческих
затрат;
· с увеличением расходов на
транспортировку сырья до предприятия и готовой продукции до потребителей.
Комментариев нет:
Отправить комментарий